Главная Дополнительное образование

От «Протона» до «Бурана»

19.11.2019

18 ноября в 7-м корпусе ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А. прошла встреча ветеранов ракетно-космической отрасли со студентами колледжа. Она была приурочена к важнейшему историческому событию – запуску многоцелевого ракетоплана «Буран», который состоялся 15 ноября 1988 года.

Очевидцы знаменательных эпизодов в деле покорения космоса рассказывали не только непосредственно о перипетиях, связанных с «Бураном». Они вспоминали моменты своей трудовой биографии и даже некоторые курьезы.

Военный строитель Нина Ивашкова сорок лет проработала на территории ракетно-испытательного полигона Капустин Яр в ста километрах от Волгограда. Также участвовала в возведении гражданских объектов в близлежащем военном городке, ныне – ЗАТО «Знаменск». В 1961 году на месте этого населенного пункта находились только временные строения и палатки, где проживал персонал. Условия были суровые – летом столбик термометра постоянно поднимался выше 40-градусной отметки, зимой свирепствовали морозы вместе с ветрами. Здесь в заволжской степи ковался щит обороны страны. На полигоне Капустин Яр 18 октября 1947 года запущена первая в Советском Союзе баллистическая ракета, а в 70-е испытывались космические корабли, ставшие прообразом «Бурана», получившие названия «Бор-4» и «Бор-5».

— При моем непосредственном участии построено в Знаменске 20 жилых домов, — пояснила Нина Михайловна. – Эти здания выполняют свои функции и по сей день.

Подполковник Анатолий Молоков служил на космодроме «Байконур» в должности начальника расчета, отделения и инженера-испытателя. К моменту его прибытия на «Байконур» в марте 1964-го только-только начались строительные работы по возведению стартовой площадки. Объект был сдан в эксплуатацию за рекордно короткий срок – через год здесь запустили ракету-носитель «Протон», предназначенную для вывода спутника на орбиту.

— На борт «Протона» нанесли надпись «Геркулес», тем самым подчеркнув особую мощность ракеты, — вспоминает участник событий. – В таком виде ее продемонстрировали генсеку Леониду Брежневу. Первоначальный стартовый вес «Протона» составлял 500 тонн, а после того как добавили третью ступень, или блок Д, она стала весить 960 тонн. Позже занялись реализацией лунной программы. Я входил в группу, которая готовила к отправке в космос «Лунохода». Старт прошел успешно, в распоряжение ученых доставлен грунт, взятый с поверхности Луны. Программа «Облет Луны человеком» завершилась без особого результата: на старте взорвалось 13 ракет с манекеном на борту. Шутили, — «Вылетело в трубу 13 колхозов-миллионеров».

Подполковник Александр Грунов проходил службу на космодромах «Плесецк» и «Байконур» как военный железнодорожник. Он кавалер ордена «За службу Родине III степени». Руководил транспортировкой к месту старта ракеты-носителя «Энергия» вместе с кораблем «Буран».

— Общий вес установщика или платформы, на которой находились оба летательных аппарата, составил 1235 тонн, — уточнил Грунов, который в то время работал заместителем начальника службы военных сообщений космодрома «Байконур». – Эта массивная конструкция приводилась в движение двумя сцепками тепловозов М-62, которые синхронно на расстоянии 20 метров друг от друга перемещались по параллельно расположенным путям со скоростью не более 5 километров в час. Таким «черепашьим» ходом они преодолели 12-километровую дистанцию до места запуска. Сейчас могу свободно об этом рассказывать. А тогда был обязан отчитываться вышестоящему руководству буквально за каждый свой шаг. Если, положим, находясь в отпуске, я где-то побеседовал с иностранцем, следовало обязательно отразить это обстоятельство в рапорте. В целом, та моя жизнь наполнена яркими событиями. Так, служа в Плесецке, однажды я познакомился с Германом Титовым – космонавт-испытатель, он первым в мире провел на орбите трое суток.

Еще один гость мероприятия, рассказавший студентам колледжа отдельные подробности эпопеи «Бурана» — заслуженный испытатель «Байконура» Михаил Симонов. В период с 90-х до 2007 года он руководил работами на Гагаринском стартовом комплексе «Восток», был контролером-инструктором центра предстартовой подготовки космонавтов. Участник подготовки запуска ракетоносителя «Энергия», Симонов сообщил о том, что в Советском Союзе существовало две концепции ракетопланов.

— Проекты первых космических кораблей этого типа начали разрабатывать в СССР еще до полета Гагарина, — отметил лектор. – Их созданием занимались в конструкторском бюро Челомея. В конце 60-х программу свернули и возвратились к ней в середине 70-х годов, когда разведчики передали ученым секретные чертежи американского «Шатла», проект которого появился в США вскоре после высадки на Луну астронавта Нила Армстронга. Программа американцев называлась «Многоразовая транспортная космическая система», на ее реализацию было затрачено более 7 миллиардов долларов по тогдашним расценкам. Их ракетоплан в теории мог наносить ядерные удары прямо из космоса. Этот вывод академика Мстислава Келдыша сильно обеспокоил советское руководство. В Кремле распорядились активизировать работу по созданию многоцелевого космического корабля по типу «Шатла». В качестве решения проблемы Владимир Челомей предлагал идею легкого многоразового космического самолета, который мог быть вместе с грузом в 4-5 тонн доставлен на орбиту с помощью ракеты «Протон». В итоге победил проекта академика Валентина Глушко – генерального конструктора носителя «Энергия» и ракетных двигателей. Разработанный в его КБ корабль «Буран» по техническим характеристикам был тождествен «Шатлу» но, вместе с тем, обладал рядом преимуществ перед ракетопланом США. В кабине «Бурана» размещалось до 10 космонавтов – больше чем в американском корабле такого же типа. Он мог выводить на орбиту до 34 тонн груза. На «Буран» готовилась пилотажная группа под руководством Игоря Волка. Совершая в 1984 году космический полет в экипаже с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой он доказал: человек способен выполнять пилотирование после работы на орбите. Увы, проект Глушко оказался слишком затратным для нашей экономики.

Олег Чернов, бывший начальник радиостанции по обеспечению запуска космических аппаратов на «Байконуре», член Союза журналистов России, автор двух художественно-публицистических книг, обращаясь к студентам колледжа, добавил:

— То, что вы услышали сегодня от нас – не просто «история забытых побед». Это наша общая гордость и своего рода гарант достойного будущего страны.

Профессионально – педагогический
колледж СГТУ имени
Гагарина Ю.А.

Почтовый индекс: 410056
г.Саратов, ул.Сакко и Ванцетти,15
Версия сайта 0.2